NarodyArktiki 2019

            Близость к русской среде не позволило юкагирскому шаманизму получить такое широкое развитие, как шаманизм якутский и тунгусский. На рубеже XIX – ХХ веков одежда юкагирских шаманов испытала на себе влияние эвенкийско-якутской шаманской культуры. В традиционное время костюм шамана мало отличался от повседневной одежды только богатой вышивкой и украшением из кисточек. Шаманы в основном лечили больных от злых духов. Корь, грипп, сифилис – были болезнями русского происхождения, поэтому юкагирский шаман их вылечить не мог. Однако оспа, болезнь, которая унесла много жизней, считалась у шаманов божеством и шаманы могли эту болезнь только упрашивать. Шаманы также должны были обеспечивать охотникам удачу.  Как и у многих других народов Сибири, юкагирские шаманы занимались изготовлением амулетов, которые охраняли человека от бед, приносили удачу на промысле. Сильные шаманы могли бороться со стихийными бедствиями.

             Был у юкагиров обычай, который не был отмечен у других народов Сибири. Юкагиры тела умерших шаманов расчленяли, черепа хранили в доме как святыню. Почти у каждой кочевой группы нганасан был свой шаман. Он общался с миром духов и просил обеспечить людям здоровье, счастье и благополучие. Важное место занимал праздник «чистого чума», проводившийся после окончания полярной ночи и длившийся от 3 до 9 дней. Иногда вместо праздника «чистого чума» устраивали праздник прохождения через «каменные ворота». В течение трех дней шаман проводил камлания, и в завершение все присутствующие трижды проходили через специально устроенный каменный коридор. Важное место в музыкальной ткани эпических и лирических напевов нганасан, шаманских обрядов занимает звукоподражание голосам зверей и птиц.

Источники:

Иохельсон В.И.  Юкагиры и юкагиризированные тунгусы. – Новосибирск: Наука, 2005. 675 с.

Иохельсон В.И.  По рекам Ясачной и Коркодону. Древний и современный юкагирский быт и письмена. Сиб., 1898

Юкагиры. Историко-этнографический очерк. Новосибирск, 1975

Народы Северо-Востокка Сибири -- М.: Наука, 2010. 773 с.